Опыт
работы учителя русского языка и литературы
Нанзатовой
Натальи Бадмажаповны
при
взаимодействии с социумом
В настоящее время общество переживает
ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной
существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема
духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На
мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики –
это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной,
ответственной, инициативной личности. Воспитание и развитие
духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и
государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как
задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном
государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации
Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей
педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и
развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Представляю
свой опыт по проблеме духовно-нравственного воспитания и развития школьников в
условиях взаимодействия с социумом как учителя- словесника и как социального
педагога.
Ведущей педагогической идеей моего опыта
является идея формирования духовно-нравственной культуры школьника в процессе
интеграции деятельности учителя - словесника и социума. Цель учителя -
словесника «разбудить в ученике лучшие качества личности и подвести его к
высотам гуманизма и гражданственности». Чтобы обеспечить разностороннее
развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего педагогического
коллектива. Школа является социально-педагогической системой, значит,
социально-педагогические функции в школе выполняет не только социальный
педагог, но и все остальные члены коллектива: директор школы, заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по
воспитательной работе, классный руководитель, учитель начальных классов, учитель-предметник:
Социальный
педагог
|
Классные
руководители
|
Учителя-
предметники
|
Педагог-
организатор
|
Заместитель
директора по ВР
|
Заместитель
директора по УВР
|
Директор
школы
|
Опыт
построен на социально - педагогическом партнерстве субъектов школы с субъектами
социализации: семьёй, общественными организациями (школьное самоуправление
«Шанс», Домом культуры, музеем, библиотекой, дуганом «Гандан де
Пунцоглин»), учреждениями дополнительного образования: ЦДТ, ДЮСШ, СМИ. Это
партнерство осуществляется на разных уровнях: класс – школа – семья – сельское
поселение «Аргада» – муниципальное образование «Курумканский район». Взаимодействие
с учреждениями дополнительного образования находит отражение в успешном
выступлении воспитанников школы в различных спортивных соревнованиях по
шахматам, по волейболу, настольному
теннису, по лыжным гонкам, по легкой атлетике, по вольной борьбе (призовые
места в районных, республиканских соревнованиях).
Школа
– социокультурный центр
Школа является социокультурным центром
сельского поселения «Аргада», поэтому воспитательная работа в целом строится на
взаимодействии с Администрацией сельского поселения, сельским домом культуры,
сельской библиотекой, историко-краеведческим музеем, дуганом «Гандан де
Пунцоглин».
Школьная библиотека.
Духовно-нравственное развитие на уроке я
успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой
осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской библиотеками, школьным музеем.
Совместно
с библиотекарем мы проводим тематические вечера, посвященные юбилеям писателей,
поэтов, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны. Так,
например, совместно с сельской библиотекой в Доме культуры провели вечер памяти
В.Высоцкого. Совместно с СДК разрабатываем сценарии литературных вечеров.
Проведены вечер бардовской поэзии, тематический вечер, посвященный памяти М.И.
Цветаевой, конкурс чтецов среди 5-6 классов «Живая классика».
Совместно
с СДК методическое объединение учителей–словесников
проводит большую работу по подготовке и
проведению митинга в День Победы, вместе с учениками помогает ветеранам Великой
Отечественной войны.
У
памятника воинам-аргадинцам. Чествование ветеранов
войны и тыла.
В
нашем селе есть музей, который знакомит обучающихся с историей родного села и
школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края. Музей регулярно
пополняют новыми экспонатами и материалами. В школе имеется Уголок Боевой
славы, в котором собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны и
тружениках тыла. Результатом совместной деятельности становится пополнение фонда
музея. На уроках русского языка и литературы пользуемся материалами музея.
Например, мы писали сочинения на темы « Мои односельчане в Великой
Отечественной войне», «Судьбы, опаленные войной», «Великая Отечественная война:
боевой подвиг воинов Бурятии на фронтах и трудовой героизм рабочих и
колхозников», «Мои земляки – воины - интернационалисты, участники боевых действий
в локальных вооруженных конфликтах», «Это нашей истории строки….».
Краеведение
«Родной
край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Ежегодно ребята участвуют в краеведческих научно-практических конференциях, где
представляют свои исследовательские работы не только по историческому, но и по
литературному краеведению. Так, на краеведческую конференцию были представлены
исследовательские работы учителей русского языка и литературы. Например,
«Мотивный анализ поэтического творчества Д. Хобракова», «Памяти Доржи Ухинова»,
«Дошел до Берлина», «Человека помнят по его делам» Раднаевой Ж.Б. Проводятся
исследовательская работа по творчеству Храмцовой С.Н. учителем Нанзатовой Н.Б.
В
школьном Уголке Боевой славы.
Сотрудничество
с дуганом села «Гандан де Пунцоглин»
Работа
в школьном пресс-центре
В
нашей школе с 2008 года работает пресс-центр «Окна школы». Я совместно с
Раднаевой Ж.Б. руковожу деятельностью редколлегии. Детское объединение «Пресс-центр» представляет
собой открытую структуру. Самое первое дело - сформировать редакцию. Главное - собрать инициативных и
талантливых ребят, которым будет интересно работать. Главный редактор Очирова
Таня (ученица 9 класса) организует текущую деятельность по реализации программы
пресс-центра. Корреспонденты рубрик несут ответственность за своевременную
подготовку материалов к печати. Фотографы несут ответственность за обеспечение
статей фотографиями. Редакторы информационного отдела несут
ответственность за своевременность выпуска материалов. Технический редактор
отвечает за дизайн и верстку.
Школьное
самоуправление «Шанс».
Сегодня
ученическое самоуправление школьников – надежный деловой партнер
педагогического коллектива в деле обучения и воспитания. Органы самоуправления
имеют свои средства информации – газету «Окна школы». Дни
ученического самоуправления, рейдовые мероприятия, организация дежурства в
школе, проведение трудовых десантов,
различные спортивные мероприятия – всё это проводится детским
самоуправлением. Конкурс чтецов, сочинений по профилактике табакокурения,
алкоголизма и наркомании, рейд «Говорящий портфель» и много других полезных дел
проводится членами «Шанса». Самоуправление
в нашей школе – это режим протекания совместной жизни, в которой
ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности
в событиях школьной жизни, в кружковой деятельности, в подготовке и проведении
коллективных творческих дел и помогает развивать у учащихся такие качества, как
творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность в
решении личных и общественных проблем, ответственность за и других.
Уроки
русского языка и литературы
Я считаю, что учитель словесности – это
художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво
осуществляющий духовную лепку человека.
Уроки
русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками
нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы
очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников
исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
Русская литература - это воистину
«неупиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое
взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной
дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности
и нравственности учащихся.
На уроках русского языка я стараюсь
использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это
тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о
любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать
нравственную позицию. В этом плане у меня накоплен и систематизирован
достаточный дидактический материал ЦОР.
Экскурсии, походы…
Экскурсионная деятельность играет
особую роль в воспитании духовно-нравственных качеств, становлении
гражданственности. Я люблю путешествовать и часто являюсь организатором экскурсий. Осенью природа особенно красива, и
мы любим выезжать с детьми на природу. Своими впечатлениями делимся в эссе, лирических миниатюрах на страницах школьной газеты. Пишем стихи на
тему природы.
Таким
образом, я прихожу к выводу: создавая единую образовательную и воспитательную
среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы
духовно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии с социумом, все сможем
сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий