Социальный педагог


Опыт
 работы учителя русского языка и литературы
Нанзатовой Натальи Бадмажаповны
при взаимодействии с социумом

В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности. Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Представляю свой опыт по проблеме духовно-нравственного воспитания и развития школьников в условиях взаимодействия с социумом как учителя- словесника и как социального педагога.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является идея формирования духовно-нравственной культуры школьника в процессе интеграции деятельности учителя - словесника и социума. Цель учителя - словесника «разбудить в ученике лучшие качества личности и подвести его к высотам гуманизма и гражданственности». Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего педагогического коллектива. Школа является социально-педагогической системой, значит, социально-педагогические функции в школе выполняет не только социальный педагог, но и все остальные члены коллектива: директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, учитель начальных классов, учитель-предметник:

Социальный педагог

Классные руководители

Учителя-
предметники

Педагог-
организатор

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по УВР

Директор школы
        Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.
   Опыт построен на социально - педагогическом партнерстве субъектов школы с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями (школьное самоуправление «Шанс»,  Домом культуры,  музеем, библиотекой, дуганом «Гандан де Пунцоглин»), учреждениями дополнительного образования: ЦДТ, ДЮСШ, СМИ. Это партнерство осуществляется на разных уровнях: класс – школа – семья – сельское поселение «Аргада» – муниципальное образование «Курумканский район». Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования находит отражение в успешном выступлении воспитанников школы в различных спортивных соревнованиях по шахматам, по  волейболу, настольному теннису, по лыжным гонкам, по легкой атлетике, по вольной борьбе (призовые места в районных, республиканских соревнованиях).

Школа – социокультурный центр
Школа является социокультурным центром сельского поселения «Аргада», поэтому воспитательная работа в целом строится на взаимодействии с Администрацией сельского поселения, сельским домом культуры, сельской библиотекой, историко-краеведческим музеем, дуганом «Гандан де Пунцоглин». 

Школьная библиотека.
Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской библиотеками,  школьным музеем.
Совместно с библиотекарем мы проводим тематические вечера, посвященные юбилеям писателей, поэтов, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны. Так, например, совместно с сельской библиотекой в Доме культуры провели вечер памяти В.Высоцкого. Совместно с  СДК    разрабатываем сценарии литературных вечеров. Проведены вечер бардовской поэзии, тематический вечер, посвященный памяти М.И. Цветаевой, конкурс чтецов среди 5-6 классов «Живая классика».

Совместно с  СДК  методическое объединение учителей–словесников проводит большую работу  по подготовке и проведению митинга в День Победы, вместе с учениками помогает ветеранам Великой Отечественной войны.
У памятника воинам-аргадинцам.                             Чествование ветеранов войны и тыла.
В нашем селе есть музей, который знакомит обучающихся с историей родного села и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края. Музей регулярно пополняют новыми экспонатами и материалами. В школе имеется Уголок Боевой славы, в котором собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Результатом совместной деятельности становится пополнение фонда музея. На уроках русского языка и литературы пользуемся материалами музея. Например, мы писали сочинения на темы « Мои односельчане в Великой Отечественной войне», «Судьбы, опаленные войной», «Великая Отечественная война: боевой подвиг воинов Бурятии на фронтах и трудовой героизм рабочих и колхозников», «Мои земляки – воины - интернационалисты, участники боевых действий в локальных вооруженных конфликтах», «Это нашей истории строки….». 
         Историко-краеведческий музей с. Аргада.        
Краеведение
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Ежегодно ребята участвуют в краеведческих научно-практических конференциях, где представляют свои исследовательские работы не только по историческому, но и по литературному краеведению. Так, на краеведческую конференцию были представлены исследовательские работы учителей русского языка и литературы. Например, «Мотивный анализ поэтического творчества Д. Хобракова», «Памяти Доржи Ухинова», «Дошел до Берлина», «Человека помнят по его делам» Раднаевой Ж.Б. Проводятся исследовательская работа по творчеству Храмцовой С.Н. учителем Нанзатовой Н.Б.
В школьном Уголке Боевой славы.
Сотрудничество с дуганом села «Гандан де Пунцоглин»

В нашем поселении проводится большая работа по сохранению исторической памяти. Духовно-нравственное воспитание неотделимо от Церкви как института духовного образования и воспитания. В 2012 году по инициативе старожила села Чирипова Ш.Ц. в местности Хадын Боори возведен субурган в память ламе Гомбо Занданову. Нашими учениками собран материал о жизни и деятельности этого выдающегося аграмба ламы. Учащаяся 9 класса Очирова Таня выступала на научно - практической конференции  «Национальное достояние России» с работой «Жизнь и деятельность буддийских священнослужителей Баргузинской долины» (руководитель - учитель русского языка и литературы Раднаева Ж.Б). Я и мои ребята участвуем в выпуске газеты: собираем материал, пишем статьи по нравственной тематике. Мы  сотрудничаем с районной газетой «Огни Курумкана», где публикуются творческие работы моих воспитанников.        Турнир по вольной борьбе.
Работа в школьном пресс-центре
В нашей школе с 2008 года работает пресс-центр «Окна школы». Я совместно с Раднаевой Ж.Б. руковожу деятельностью редколлегии.  Детское объединение «Пресс-центр» представляет собой открытую структуру. Самое первое дело - сформировать  редакцию. Главное - собрать инициативных и талантливых ребят, которым будет интересно работать. Главный редактор Очирова Таня (ученица 9 класса) организует текущую деятельность по реализации программы пресс-центра. Корреспонденты рубрик несут ответственность за своевременную подготовку материалов к печати. Фотографы несут ответственность за обеспечение статей фотографиями.   Редакторы информационного отдела несут ответственность за своевременность выпуска материалов. Технический редактор отвечает за дизайн и верстку.

Школьное самоуправление «Шанс».
 Сегодня ученическое самоуправление школьников – надежный деловой партнер педагогического коллектива в деле обучения и воспитания. Органы самоуправления имеют свои  средства  информации – газету «Окна школы». Дни ученического самоуправления, рейдовые мероприятия, организация дежурства в школе, проведение трудовых десантов,  различные спортивные мероприятия – всё это проводится детским самоуправлением. Конкурс чтецов, сочинений по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании, рейд «Говорящий портфель» и много других полезных дел проводится членами «Шанса». Самоуправление в нашей школе – это режим протекания совместной жизни, в которой ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в событиях школьной жизни, в кружковой деятельности, в подготовке и проведении коллективных творческих дел и помогает развивать у учащихся такие качества, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, ответственность за и других.
Уроки русского языка и литературы
Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
Русская литература - это воистину «неупиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся.                
            На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. В этом плане у меня накоплен и систематизирован достаточный дидактический материал ЦОР.

Экскурсии, походы…
Экскурсионная деятельность играет особую роль в воспитании духовно-нравственных качеств, становлении гражданственности. Я люблю путешествовать и часто являюсь организатором  экскурсий. Осенью природа особенно красива, и мы любим выезжать с детьми на природу. Своими впечатлениями делимся в  эссе, лирических миниатюрах на  страницах школьной газеты. Пишем стихи на тему природы.


            Таким образом, я прихожу к выводу: создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии с социумом, все сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий