Внеурочная деятельность


Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Путешествие в страну Речевого Этикета»
Класс: 7
Цель:
·         содействие формированию познавательного интереса к предмету;
·         развитие умения работать в  коллективе,  умение применять свои знания в нестандартной ситуации;
·         воспитание уважительного отношения друг к другу.


Этапы :
- выступление старшеклассников
- Станция «Веришь – не веришь»
     - Станция «Жесты, жесты, жесты» 
          - Станция «Законы вежливости»
- Станция «Что? Где? Когда?»
- Станция «Этикет» 
- подведение итогов.
Ход игры:

             
1. На сцену выходит сказочник: «Дорогие ребята! Здравствуйте! Я рад вас видеть в этом зале, счастлив от того, что вы пришли послушать мои сказки».

Поёт песню «Старый сказочник» Ю. Кукина

«В некотором царстве, в некотором государстве жили … две бабули…» (сказочник уходит, открывается занавес. На сцене две старушки ведут беседу)

2. Юмореска «Молодёжь-то какова»



Дунька.  Глянь-ка, Манька,
                  Молодёжь-то какова,
                  И поступки, и слова!
Манька. Мы-то молодыми были,
                  Тем, кто старше, не грубили.
Дунька.  Всё просили мы совета,
                  Можно то, а можно ль это?
Манька. А теперь твердят не то:
                  Надо это, надо то.
                  Вот учащийся Федот –
                  Он уже совсем не тот.
                  По ступенькам он шагает –
                  Грызёт семечки, бросает.
                  На «камчатку» заберётся,
                  В парту носом он уткнётся.
Дунька.  Поглядишь на парту, вдруг
                  Появился там уж круг,
                  Ручки, ножки, огуречик –
                Появился человечек.
                  Сколько раз твердили вам,
                  Чтобы парты не ломали
                  И на партах не черкали!
Манька. Но Федот не понимает:
                  Снова это продолжает,
      Мусор в мусорку не носит,
      Не туда он воду льёт.
Дунька.  Ну и молодёжь пошла!
                  Вдруг возьмут и нагрубят,
                  А на уроке – все молчат.
                  Их поступки и дела
                  Нас подводят иногда.
Манька. В дисциплине нет порядка
                  Не помогает и зарядка


 (старушки встают со скамейки, уходят, появляется сказочник)

3. Сказочник: Озадачили меня эти старушки. Это что же получается – моя сказка не заканчивается победой добра над злом? Надо что-то предпринять… Я придумал! Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по Стране Речевого Этикета. Но чтобы прогулка по этой стране была увлекательнее, я предлагаю вам поиграть»

4. Условия игры.
  1. Путешествовать вы будете в составе двух туристических групп.
  2. У каждой группы – свой маршрут.
  3. Путешествовать вам поможет маршрутный лист.
  4. Путешествовать вы будете по станциям.
  5. Условие прохождения каждой станции – выполненное задание.
  6. Чья группа доберётся до конечного пункта быстрее, та и победила.
                 
5. Раздача маршрутных листов, выбор руководителя группы.

6. Напутствие сказочника

7. Путешествие по станциям (на каждой станции есть свой ведущий, он и задаёт вопросы; станциями могут быть учебные кабинеты, рекреации, коридоры, актовый и спортивные залы; каждая станция имеет своё название и вывеску).

I.                   Станция «Веришь – не веришь»

Верите ли вы, что…
·         у болгар кивок головой вперёд обозначает «нет»;          (да)
·         в древности китайцы пожимали руки друг другу в знак приветствия;  (нет, они пожимали руки самим себе)
·         древние египтяне, приветствуя друг друга, прикладывали ладонь ко лбу (напоминает отдачу чести у военных);  (да)
·         испанец, выражая восхищение, сложит для этого три пальца, прижмёт их к губам и воспроизведёт звук поцелуя; (да)
·         бразилец, восторгаясь чем-то, возьмёт себя за оттопыренную губу; (нет, возьмётся за мочку уха)
·         русские, прощаясь, машут кистью сверху вниз (да)
·         латиноамериканец воспримет махи кистью сверху вниз как приглашение; (да)
·         на Тибете показывание языка не является обидным проявлением мимики; (да, это означает «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!»

II.                Станция «Жесты, жесты, жесты» 

Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов. Объясните, для чего необходимо владеть этой информацией.

a.       Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).
b.      Если ваш собеседник пожимает плечами, то это может означать, что ему…  (неинтересно то, что вы говорите, или ему всё равно).
c.       Если ваш собеседник наклоняет голову набок, значит…  (он дурачиться или склонен к насмешке).
d.      Если ваш собеседник ударяет себя по подбородку, значит, его…   (его осенила какая-то догадка или он озабочен).
e.       Если человек трогает и потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

III.             Станция «Законы вежливости»
a.       Я -  крестьянка, жну  хлеб. Вы проходите мимо. Что вы мне скажите? («С двумя полями сжатыми и с тремя – засеянными»)
b.      Я копаю грядку, вы проходите мимо. Ваши слова?  («Бог в помощь!»)
c.       Вы зашли ко мне в дом, видите меня сидящей за столом. Что вы скажите? («Хлеб да соль. Приятного аппетита!»)
d.      Вы доите корову, вам говорят: «Море под коровой!». Ваш ответ? («Река молока!»)
e.       Вы идёте на рыбалку, вас приветствуют: «Улов на рыбу!». Ваши ответные слова? («Наварка на ушицу!»)
f.       Вы – женщина, которая замешивает тесто. Вам желают: «Спорынья в квашню (т. е. удачи)!». Ваше приветствие? ( «Сто рублей в мошну!»)

IV.             Станция «Что? Где? Когда?»

1.      Кто эти люди? Что они делают? (картинка, эскимосы трутся носами, приветствие)

2.      В какой книге написаны следующие слова: «Вежливому быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорит: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван…» («Юности честное зерцало» Книга о культуре поведения времён Петра 1)

3.      В связи с какими событиями раньше говорили следующие слова: «По сто на день, по тысяче на неделю» (формула приветствия, молотьба хлеба)

V.                Станция «Этикет» 
Прочитайте русскую народную пословицу. Какое правило речевого этикета она выражает?

А  А  Г  В   О              
Д  Н  О  О  Н              
О  З   Т  Л   Р
В  Я  Ч   С  У
Я  Р  О   Е  Д

Ответ: Дурное слово, что грязная вода
(Читать снизу вверх от последнего столбца)
Вспомните ещё русские пословицы и поговорки, которые учат правилам речевого этикета.

7. Сбор в актовом зале.
8. Подведение итогов, награждение победителей

Комментариев нет:

Отправить комментарий